ВСМПО-Ависма не знает слова “дефицит”

/

Текст: Варвара Сметанина Накануне 80-летнего юбилея ВСМПО, которое в Верхней Салде отпраздновали в первые выходные июля, генеральный директор корпорации ВСМПО-АВИСМА Михаил ВОЕВОДИН ответил на многочисленные вопросы журналистов региональных, федеральных и международных СМИ. Интерес прессы, в первую очередь, касался тенденций развития титановой отрасли и того места, которое занимает на этом рынке уральская титановая компания. Уверены, стратегия развития нашей компании будет интересна и березниковским металлургам. – Михаил Викторович, как вы оцениваете состояние титановой отрасли в России сегодня? – Состояние титановой отрасли Российской Федерации напрямую зависит от нашей корпорации – крупнейшего производителя титанав стране. В настоящее время ВСМПО-АВИСМА находится в очень хорошей форе на фоне многих постсоветских предприятий. Ещё не получены окончательные результаты по итогам последней шестилетней инвестиционной программы, но мы уже начинаем пожинать её плоды. Инвестиции в производство не прекращаются и сегодня – в этом году они запланированы на уровне 8 млрд руб, что не является рекордным по сравнению с предыдущими годами, но показывает уровень развития предприятия к определённому моменту времени. Говорить про дефицит или профицит на российском титановом рынке, а особенно в отношении ВСМПО-АВИСМА, не совсем верно. Корпорация никогда не работает на склад: уже начиная плавить губку, предприятие точно знает, какой вид и какой объём готовой продукции будут получены через конкретный промежуток времени, то есть компания полностью рыночно ориентирована. Поэтому дефицит или профицит может быть обусловлен только каким-то грандиозным ростом спроса, при котором мощности ВСМПО не смогут его покрыть. С точки зрения мощностей у корпорации всегда существует резерв для отечественных заказчиков. На 2013 год от российских партнёров было получено заказов свыше чем на 10 тыс тонн, хотя в постсоветском пространстве экспортные отгрузки не превышали 7 тыс тонн. Соответственно, если в дальнейшем потребуется ещё увеличить эту цифру,возможности есть. Спрос на титан со стороны авиа- и двигателестроительных компаний оставался на высоком уровне в 2012 году и имеет большой потенциал в ближайшие годы в связи с тем, что в аэрокосмическом секторе наблюдается восходящая динамика, вследствие того, что авиастроители продолжают получать новые заказы, и портфель их заказов растёт, равно как и темп производства. Более половины потребности в титановом прокате на авиастроительном рынке России и СНГ приходится на двигателестроительный рынок. Это обусловлено, в том числе и экспортными поставками военных двигателей, и ограниченным применением титана в российских гражданских самолётах. Спрос со стороны индустриального рынка России в основном обеспечивается за счёт реализации государственных программ и выполнения государственного заказа. Главными потребителями титановой продукции на индустриальном рынке России являются ОАО «ОСК» и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». В настоящее время ведётся строительство 11 энергоблоков общей мощностью порядка 10 000 МВт. Кроме того, планируется строительство ещё 26 энергоблоков мощностью порядка 25 000 МВт для реализации которых в ближайшие 10-15 лет потребуется около 12 000 тонн титановой продукции. Учитывая всё это, можно предположить, что в среднесрочной перспективе ожидается стабильная потребность в титановой продукции, которая может вырасти. Ожидается, что общая потребность российского рынка в титане и титановых сплавах к концу 2018 года увеличится вдвое по отношению к 2010 году. Аналогично мировому рынку на рынке России намечена положительная динамика роста. – Какие компании являются сегодня основными конкурентами ВСМПО-АВИСМА? – Прежде всего следует разделить титановый рынок на два направления: авиакосмический титан и титан промышленный. В авиакосмическом секторе мирового титанового рынка корпорация занимает долю около 30%, конкурируя с традиционными поставщиками титана – американскими компаниями Timet (с конца 2012 года подразделение Precision Castpart Corp.), RTI, ATI, а также с кузнечными предприятиями Европы и Америки. На индустриальном рынке мы конкурируем с японскими компаниями Toho Titanium и Osaka Titanium, китайскими производителями и занимаем долю порядка 25% через совместное предприятие UNITI. Конкурентов корпорации на рынке производства титановых полуфабрикатов в России практически нет. Однако существует ряд предприятий, основной или второстепенной деятельностью которых является производство титановой продукции, например, ОАО «СМК» в Ступино, кузнечные предприятия в Чебаркуле и Кулебаках. – Куда движется титановая отрасль в России, и каковы её перспективы? – По инновационному сценарию развития российской экономики прогнозируется увеличение объёмов авиаперевозок в ближайшие 20 лет со среднегодовыми темпами 6,3-7,8%. К 2030 году авиакомпаниям РФ потребуется, в зависимости от темпов развития экономики, более 1,5 тыс воздушных судов, из которых 46% пойдут на замену существующего парка. При этом аэрокосмический сектор мирового рынка имеет циклический характер развития с периодом около 4 лет, а также напрямую подвержен влиянию глобальных экономических процессов. Аналогично развивается и мировой рынок авиационного титана. Таким образом, авиакосмическая отрасль оказывает основное влияние на развитие титановой индустрии. Создание новейших сплавов и технологий позволит снизить цену готовой продукции, при этом сохранить и даже улучшить технические характеристики. Согласно объявленной в конце 2012 года государственной программе предполагается рост объёмов производства самолётов, и, как следствие, рост объёмов производства двигателей, поэтому можно прогнозировать увеличение объёмов потребления титановой продукции в этой отрасли. Кроме того, при своевременной реализации государственных программ по строительству АЭС и выполнении государственных заказов по производству судов в ближайшие 3-5 лет предполагается восстановление стабильного спроса со стороны индустриального рынка России, второго по величине потребителя титановой продукции. Следуя тенденциям на мировом титановом рынке, ВСМПО-АВИСМА непрерывно совершенствует производство. Инвестиционная программа предусматривает развитие одновременно и с помощью наращивания объёмов выпускаемой продукции, и за счёт производства продукции с более высокой добавочной стоимостью. Если в предыдущие годы большее внимание уделялось объёмным мощностям, то в этом и следующем годах инвестиции сконцентрируются на высоких технологиях. – Сейчас цена на многие металлы (медь, алюминий, стальной прокат) падает, а что происходит с ценой на титан? – С начала кризиса 2008 года произошло большое падение цен на титан, направляемый на промышленные нужды. Это падение не затронуло авиакосмическую индустрию. Несмотря на экономическую нестабильность в некоторых регионах, на протяжении всего 2012 года наблюдался стабильный спрос на титановую продукцию. Это стало результатом высоких темпов развития авиакосмического сектора – одного из основных потребителей титановой продукции, на долю которого приходится порядка 40% потребления мирового титанового проката. При этом наблюдается незначительный дефицит материала, близкий к балансу, вызванный растущим спросом со стороны увеличивающих темпы производства авиастроителей. Как следствие, спрос со стороны авиакосмической отрасли обеспечивает стабильный уровень цен на продукцию из титана и титановых сплавов. Столь точные прогнозы можно объяснить тем, что 95 или 97% авиакосмического рынка – это продажи по долгосрочным контрактам, в которых сформулированы объёмы и цены, то есть авиакосмический титановый рынок не подвержен значительным всплескам цен вверх или вниз. Он прогнозируется на одном уровне для того, чтобы авиапроизводители понимали, какова себестоимость самолёта, а производители титана или других комплектующих рассчитывали, как они могут развивать свои мощности. Аналогичную коммерческой авиации – порядка 50% – долю рынка занимает потребление проката из технического титана такими отраслями, как химическая промышленность, энергетика и опреснение морской воды. В данном секторе наблюдается профицит материала, а также неполная загрузка производственных мощностей, вследствие излишнего количества производителей титановой продукции индустриального назначения, качественные характеристики которой не соответствуют высоким требованиям, предъявляемым авиакосмическим сектором. Сейчас рынок промышленного титана несколько восстановился, но не достиг своих докризисных значений. И по прогнозу корпорации, вряд ли достигнет. В целом мировые поставки титанового проката в 2012 году незначительно снизились по сравнению с 2011 годом в связи со снижением темпов роста экономики Китая и нестабильностью мировой экономики, и, по оценке корпорации, составили 136 тыс тонн. При стабилизации экономической обстановки прогнозируется дальнейшее развитие титановой индустрии под влиянием высокого спроса со стороны авиации, а также развивающихся рынков, которые также дают дополнительный импульс развитию титановой промышленности, хотя индустриальные рынки и не имеют ярко выраженного роста. – ОАО «РЖД» заявило о намерении закрыть станцию в Березниках, что приведёт к потере грузовой базы в 2,4 млн тонн. Как это отразится на отгрузках продукции ВСМПО-АВИСМА? – Конечно, это создаст определённые неудобства. Но стоит отметить, что продукция АВИСМЫ отправляется в основном автомобильным транспортом и редко – железнодорожным. Услугами РЖД корпорация пользуется, поставляя ильменит из Украины в Березники. В то же время на АВИСМЕ подходят к завершению работы по возведению нового складского комплекса, который позволит увеличить объёмы ильменита на корпоративных складах, что, в свою очередь, повысит возможности использования более дешёвой морской и речной транспортировки в весенний, летний и осенний периоды. К тому же, по статистике, в 2007-2008 годах вся перевалка грузов АВИСМЫ на станции «Березники» составляла порядка 10-12%. Этот перегон имеет и других, более крупных грузоотправителей грузополучателей, которые, возможно, не допустят таких крайних мер, как закрытие станции. – Какие планы у ВСМПО-АВИСМА по развитию? – Приоритетными направлениями деятельности корпорации являются расширении и диверсификация производства в сторону высокотехнологичной продукции с глубокой степенью переработки, укрепление вертикальной интеграции, а также производственная кооперация с партнёрами. Всё большее значение в наших поставках приобретают развивающиеся рынки: медицина, спорт, нефтегазодобыча, вооружение, транспорт, потребительские товары. Каждый из них невелик по объёму, но стабильно растёт от года к году. Эти сегменты рынка предъявляют стандартные требования к качеству титана, поэтому конкуренция велика, но ВСМПО-АВИСМА планомерно движется к завоеванию определённой доли на этих рынках. Например, корпорация в достаточно короткие сроки заняла достойное место на мировом медицинском титановом рынке – по результатам 2012 года она занимает 20-23% мирового медицинского рынка титана. Также на сегодняшний день перспективными являются поставки титановой продукции для авиакосмического крепежа, холодных и горячекатаных труб для авиакосмической промышленности и ряд других направлений. ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» будет продолжать укреплять долгосрочные отношения с заказчиками, в первую очередь, в авиационной сфере. При этом внедрение и укрепление позиций на новых рынках остаётся для нашей компании важной задачей. Так что, работой сотрудники корпорации ВСМПО-АВИСМА будут обеспечены стабильно, и, соответственно, стабильной будет их зарплата.

To top